Хороший автоусилитель - залог качественной и громкой музыки в автомобилях. Любой радиолюбитель знает, что если конструировать автомобильный усилитель с питанием от бортовой сети автомобиля 12 вольт, то получить выходную мощность более 18 ватт на нагрузку 4 Ом не реально - законы физики не позволяют. Но если речь идет о чистой, синусоидальной мощности, тут указанная цифра снижается еще на 20-30%, но как тогда некоторые умудряются питать в автомобиле мощные сабвуферы на несколько киловатт, а в некоторых случаях мощность заваливает за 10000 ватт? Преобразователь напряжения - во всем виноват именно он! Сегодня ни один нормальный автомобильный усилитель не обходится без преобразователя напряжения. Выходная мощность любого усилителя напрямую зависит от напряжения питания, а преобразователь как раз повышает штатные 12 Вольт до нужного номинала, который необходим для питания усилителя мощности. Но это вступление, а теперь перейдём к ремонту...
Несколько месяцев назад на ремонт принесли автомобильных усилитель ЛАДА - название отечественное, но сборка... оказалось китайские коллеги. Сам усилитель четырехканальный, судя по сборке достаточно качественных. В автоусилителе имеется 4 отдельных канала на транзисторах, все каналы выполнены по идентичной схеме. Усилители имеют всего одну пару выходных транзисторов, а емкости после трансформатора рассчитаны на 35 Вольт, следовательно питаются усилки от двухполярного напряжения 28-32 Вольт. С таким питанием на каждый канал получается не более 80-100 ватт чистой мощности - это полностью соответствует заявленной производителем 400 ватт.
Преобразователь напряжения тоже может выжимать свои 400 ватт, хотя придется ему вспотеть, поскольку в схеме имеются два силовых каскада на не очень удачных полевых ключах серии IRFZ44. Именно по этой причине 400 ватт это пиковая мощность схемы, в номинале она способна давать 200-250 ватт и до 300.
Сами ключи оказались "битыми" пришлось заменить на новые. Хозяин спалил усилитель из-за переплюсовки питания, хотя тут имеется и предохранитель, и защитный диод, но все это не помогло...
Схема преобразователя проверена годами - стандартный генератор на специализированной микросхеме TL494, драйвер на маломощных транзисторах и две пары силовых ключей.
Транзисторы в автоусилителе можно заменить на более мощные IRF3205 или IRL3705, этим удастся чуток поднять мощность, к тому же последние работают намного лучше IRFZ44.
Понравилась схема - лайкни!
ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ СХЕМЫ УНЧ
Смотреть ещё схемы усилителей
УСИЛИТЕЛИ НА ЛАМПАХ УСИЛИТЕЛИ НА ТРАНЗИСТОРАХ
УСИЛИТЕЛИ НА МИКРОСХЕМАХ СТАТЬИ ОБ УСИЛИТЕЛЯХ
|