Схема провренного преобразователя для автомобильного усилителя НЧ. Первой конструкцией начинающего радио любителя обычно усилитель мощности. После освоения работы усилителя и постройки несколько усилителей радиолюбитель приступает к более серьезным усилителям. Таким усилителем является например автомобильный усилитель большой мощности который предназначен для работы сабвуфера. Обычно мощность такого усилителя свыше 100 ватт и из бортовой сети автомобиля практочески не реально добиться такой мощности. Именно для этого существует преобразователь 12V -> ± 38V который предназначен для авто усилителя.
Надо сказать, что данный преобразователь для УНЧ является весьма упрощенным вариантом. Но тем не менее очень надеюсь на то, что эта статья кому-нибудь пригодится. Ток потребления на холостом ходу, mA — 120.Выходное напряжение, V ± 38.5 Мах ток нагрузки, A — 2,8. В своем преобразователе применил ферритовое кольцо, но возможно и применение ферритового Ш-образного трансформатора. Это стандартный феррит, покритый зеленым лаком, которые применяют во многих Китаезных автоусилителях (по секрету: мой трансформатор из такого, со всеми обмотками. Что сказать, повезло). «Сердце» преобразователя для автомобильного усилителя — это микросхема ТЛ494. Останавливаться на принципах действия ТЛ494 не буду. Самое сложное - это импульсный трансформатор. Для его намотки используется кольцо из феррита марки 2000НМ1, размер кольца 40х25х11. Грани кольца скругляются напильником, хотябы на 1 мм, причем и внутренние и наружные. Далее можно обмотать его слоем изоляционной ленты, но если грани скруглены качественно и не имеют заусенцев всяких - то можно мотать прямо на голый ферит, в этом есть свои плюсы. Итак, первичная обмотка состоит из 6 виткой намотанных 4 проводами 0,8мм. Обмотку распологаем равномерно по кольцу. В пространство между витками укладываем 2-ю половину первичной обмотки, еще 6 витков 4-мя проводами 0,8.
Обмотки должны быть максимально одинаковыми. Первичку можно намотать и сразу 8-ю проводами и прозвонкой разделить ее пополам. Но важно, чтобы половинки обмоток были распределены по всему кольцу, а не так, что одна половина в одной части кольца, другая в другой. Далее обмотки нужно правильно сфазировать. Средняя точка - это начало 1-й половины и конец 2-й, ну или наоборот :-) начало 2-й и конец 1-й. После укладки первичной обмотки, обматываем кольцо слоем изоляционной ленты и мотаем вторичную обмотку. Аналогично, как в первичной - используем провод 0,8 по 2 провода на половинку обмотки. Половинки вторичной обмотки состоят из 18 витков. Аналогично делается фазировка обмоток - началой 1-й половины к концу 2-й. Тут очень важно не перепутать, иначе будет жарко! Выводы вторичной обмотки укрепляется кусочком изоленты, можно и весь трансформатор обмотать изолентой, но мой совет - без изолетны трансформатор лучше охлаждается. Выводы обмоток нужно запаивать прямо в плату и делать их максимально короткими, а не цеплять к ним еще провода, которые будут впаиваться в плату.
Теперь о дросселях в преобразователе для автомобильного унч: дроссели L1 и L2 лучше всего намотать на желтом кольце из компьютерного блока питания, но если его нету, подойдет кольцо из того же феррита 2000НМ1 диаметром около 20мм, можно использовать и стержень, тогда намотка будет в один ряд виток к витку. Обмотка дросселя L1 содержит 14 витков провода диаметром 1,6мм. Дроссель L2 - содержит 12 витков намотанные 2-мя проводами 1мм. Дроссели L3 и L6 намотанны на голубых кольцах из материнских плат компьютера диаметром где-то 12..14мм, также можно использовать стержни и феритовые кольца, но здесь лучше использовать марку феррита 2500НМС1. Дроссели содержат по 10...15 витков провода 0,9мм. Дроссель L4 - намотан на оправке диаметром 5мм (я использовал стержень от гелевой ручки) и содержит 25 витков провода 1,2мм. Наматывается в два слоя. Причем 1-й внутренний слой 13 витков, а внешний - 12. Дроссель L5 не критичный, его можно вобще заменить резистором сопротивлением 5...15 Ом и мощностью 0,5W. У меня использовано маленькое ферритовое колечко из материнской платы, дроссель содержит 10 витков провода 0,5мм. Полевые транзисторы IRFZ можно заменить на отечественные кт819. Данный преобразователь для автомобильного усилителя работает исправно уже много месяцев.
Понравилась схема - лайкни!
ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ СХЕМЫ УНЧ
Смотреть ещё схемы усилителей
УСИЛИТЕЛИ НА ЛАМПАХ УСИЛИТЕЛИ НА ТРАНЗИСТОРАХ
УСИЛИТЕЛИ НА МИКРОСХЕМАХ СТАТЬИ ОБ УСИЛИТЕЛЯХ
|